Развить волевые качества, или способ решать вопросы

"Воля – это то, что заставляет тебя побеждать,

когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен."

Карлос Кастанеда

Человечество сделало шаг в Новую Эпоху – Эпоху Пробуждения, Возрождения и накопления новых знаний, которая предполагает активный рост творческих духовных способностей. Это значит, что человек может «творить» не только на материальном (физическом) уровне, но и на тонком плане, став сотворцом нашего Отца Небесного.

Наш мир – велик, и в нем есть колоссальные возможности для человека, но, к сожалению, многим не хватает определенных волевых качеств.

Прежде чем перейти к рассмотрению волевых качеств личности, напоминаю, что человек приходит в этот мир чистым, божественным существом и с определенными «ресурсами» (здоровье, темперамент и другие индивидуальные особенности свойств нервной системы, уровень интеллекта), которые в той или иной мере влияют на развитие волевых качеств.

Так как воля – это элемент сознания личности, она не есть врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности относительно к какой-либо форме деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой цели и направлять свои волевые усилия на достижение этих целей. Очень точно и содержательно об этом говорит А. С. Макаренко: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».

Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение. Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».

Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся сила воли, целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность и многие другие.

Их проявление определяется нравственными установками, мотивами человека или врождёнными особенностями нервной системы. Развитие волевых качеств происходит в течение жизни под определёнными обстоятельствами, но могут быть развиты путем упорной работы над собой. Остановимся на основных волевых качествах.

На первом мест - сила воли. Это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Она - основа самодисциплины, высокий уровень превосходства над своими слабостями, самоконтроль. Это качество сложно развить без мотивации. И чем серьезнее препятствие на пути к достигаемой цели, тем больше возможностей развить силу воли. Но для этого еще нужно «воспитывать» себя и контролировать каждое свое действие. У детей сила воли развивается быстрее, если мотивировать ребенка. У взрослых она слабее, но если найти подходящий стимул, ее можно взрастить, воспитать.

Целеустремлённость – это направленность на результат деятельности. Без этого волевого качества сложно продвинуться по карьерной лестнице, достигнуть результатов в спорте и других сферах жизнедеятельности человека. Как и решительность, целеустремлённость развивается с детства. У детей целеустремлённость пропадает, чаще всего, из-за запретов родителей и учителей. У взрослых людей она исчезает ввиду разных обстоятельств, к примеру, потеря интереса. Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Инициативность - это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Решительность – способность убирать сомнения, быстро и самостоятельно принимать решения в любых сложившихся обстоятельствах. Брать ответственность за результат только на себя. От решительности зависят спортивные достижения, выбор будущей профессии, успех в жизни и материальное состояние. Есть люди, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны быть решительными (врачи, спасатели, водители, пилоты, охранники и многие другие). Ведь от их решительности зависят жизни людей! Благодаря решительности можно выбрать и получить хорошее образование (профессию), найти высокооплачиваемую работу, улучшить финансовое состояние. Это качество, как и многие другие, берет свое начало в детстве. Взрослому человеку развить в себе решительность непросто, но вполне осуществимо. И самый простой способ – начать действовать, отбросив все сомнения. И если придется пережить неудачу - все равно не останавливаться, а принять, сделать выводы и двигаться дальше. Ведь главное в развитии этого качества – действовать!

Настойчивость – волевое качество характера человека, которое перекликается с упрямством. Это качество хорошо «прослеживается» на примере обучения. Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения». Чтобы усвоить изученный материал, некоторое время приходится его повторять, но это будет делать только настойчивый человек. В детском возрасте сложно привить настойчивость к учёбе. Она развивается не столько с возрастом, сколько с осознанностью человека. (К примеру, настойчивость у ребёнка проявляется в желании приобрести что-то, и она настолько сильна, что он иногда даже закатывает истерики, чтобы заполучить свое. (Иногда взрослые женщины тоже используют подобный метод)). Чтобы развить настойчивость, нужно постоянно выполнять определенные осознанные действия до желаемого результата, плюс трудолюбие, но только не переусердствовать, чтобы это качество не переросло в упрямство или способ манипуляции другими людьми.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствиям к осуществлению цели, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Кроме этого, выдержка – это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «притормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Сдержанный человек - это обладающая развитым качеством выдержки личность, которая всегда сможет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям к выполнению определенного задания. На самом деле это качество «воспитывается» самим человеком сознательно. Иногда при воспитании детей это качество подменяют давлением на ребенка с целью подчинить его волю для исполнения какого-либо действия, «задуманного» взрослым, которое на самом деле не имеет никакого отношения к дисциплине. У детей это качество развивается, в первую очередь в семье (на личном примере родителей).

Мы остановились только на основных волевых качествах. На самом деле их значительно больше. Зачастую они очень взаимосвязаны и формируются, как правило, в определенной последовательности. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫМ ВОЗРАСТОМ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРИОД ОТ 12 ДО 13 ЛЕТ! Но это не значит, что в 30 или 40 лет развить эти качества невозможно. Все зависит от выбора самого человека – если он пришел в этот мир развиваться, то вся ВСЕЛЕННАЯ будет ему способствовать и помогать в этом…

Человек с развитыми волевыми качествами, в отличии от других, всегда будет находить конструктивные способы решения жизненных вопросов (заметьте, не проблем), то есть будет достигать цели своими силами, используя различные способы ее достижения, менять собственные установки и привычные стереотипы, свое отношение к возникшей ситуации, а временные трудности будет использовать как возможности для приобретения нового опыта. И если при НЕКОНСТРУКТИВНОМ способе решения ПРОБЛЕМ, которым пользуется, к большому сожалению, большинство людей, - это лишь иллюзия благополучия (причина, вызвавшая проблему, никуда не исчезает, а медленно движется на второй круг, более усложненный), то КОНСТРУКТИВНОЕ решение ВОПРОСОВ – это преобразование ситуации, изменение себя в ней, направленного на преодоление возникших трудностей, и как следствие, еще большее «усиление» в себе волевых качеств - уверенности в своих силах, способности противостоять жизненным трудностям. И если для одних возникшие ситуации – это ПРОБЛЕМА, то для человека с развитыми волевыми качествами – это еще одна ВОЗМОЖНОСТЬ решить возникший вопрос, приобрести опыт и СПОСОБ стать еще сильнее и устойчивее.

«Жизнь пробует и испытывает волю людей на разные лады: то сделает так, чтобы ничего не происходило вообще, то обрушит на тебя всё сразу и одновременно». (Пауло Коэльо). И только от волевых качеств человека зависит то, как он справится со всеми этими «дарами». Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом, достойно преодолевайте трудности, свои слабости, усовершенствуйтесь, работайте над собой и ВАМ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ПРИДЕТСЯ РЕШАТЬ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ – ТОЛЬКО ВОПРОСЫ.

         Автор: Оленюк Людмила