Как строить общение, приносящее радость

Одно из самых больших удовольствий для человека – это общение, приносящее радость, понимание, единение. И в то же время, как много огорчений и неприятных эмоций можно испытывать из-за общения с другими людьми, даже любимыми и близкими. Тогда мы называем такое общение деструктивным, неэффективным, конфликтным, сложным. Но ведь оно может быть радостным, понимающим, обогащающим, полезным, эффективным, гармоничным и приятным!

Что мешает нам всегда общаться в радости, слышать и понимать друг друга? И что может этому способствовать?

Если вы согласны, что это достигается не «умением общаться», который иногда понимают как внешнее соблюдения правил эффективного общения, а внутренним состоянием и отношением к собеседнику и вообще взаимоотношениям – то эти ориентиры помогут вам выстраивать свое общение в радости и гармонии.

- Старайтесь внимательно слушать и слышать вашего собеседника. Это значит, не спешить перебивать и вставлять свое мнение, не обдумывать одновременно ответную реплику, а действительно слушать: выслушать фразу до конца, вникнуть в смысл и тогда отвечать.

- Старайтесь не критиковать, особенно если человек не спрашивает вашего мнения. Если все же есть желание его высказать, спросите, хочет ли человек его слышать (и так, чтобы у него действительно была возможность спокойно отказаться). Старайтесь в таком случае высказывать свое искренне мнение, и даже если слова по сути будут критикой, сделайте их мягкими по форме высказывания. Так же вы не обязаны выслушивать деструктивную критику и тем более оскорбления в свой адрес, у вас есть право отказаться ее слушать или уйти.

- Чтобы избежать многих разногласий, конфликтов и непонимания, и особенно с близкими людьми, учитесь высказывать не суждения о них, а свои чувства, ощущения и свой переживаемый опыт. Например, вместо: «Ты всегда такой невнимательный», скажите «Когда ты не спрашиваешь про мои дела и что у меня нового, я чувствую обиду. Иногда мне кажется, что тебе это безразлично, и это очень неприятно». Это еще называют честным общением. Вы честно предъявляете себя, свои чувства, а не судите человека (критикуете, обвиняете, высказываете претензию, нападаете, указываете на промахи и недостатки), как это часто бывает в нашем повседневном общении. Тогда велика вероятность, что человек вас услышит и поймет, а не займет оборонительную позицию.

- Так же честно нужно говорить о своих потребностях, которые возникают в отношениях. Например, потребность в душевном разговоре, внимании, поддержке, уважении, дружбе, объятии и т.д. Когда человек их скрывает или пытается завуалировать, замолчать (но при этом не отказывается, так как они по-прежнему ему важны!), то он начинает требовать их получения непрямым способом. И становится манипулятором. А люди подсознательно всегда чувствуют, когда от них пытаются чего-то добиться завуалированным путем, и это будет вызывать внутреннее сопротивление, напряжение, раздражение, злость. Такое общение никогда не будет радостным и гармоничным, и не приводит к счастливым взаимоотношениям. Потому как изначально построены на манипуляции, на скрытности, на лицемерии и неуважении к другому.

- Принимайте в каждом человеке то, что его мировоззрение, понимание мира, жизненный опыт, привычки, да в общем всё – отличается от вашего, и не меряйте его своей меркой. Общение двух людей – как общение двух миров, двух вселенных. Любая критика, осуждение, требование, даже совет или наставление – это вторжение в чужой мир. И это сразу же разрушит гармонию и мир между вами.

Чтобы гармония сохранялась – стройте мосты между вашими мирами, уважая автономность и целостность другого «мира». Честно предъявляйте себя, узнавайте другого, старайтесь понять его и услышать, найти общий язык, понимание, покажите ваше уважение и признание «мира» другой личности – и скорее всего вы получите это в ответ. Тогда ваше общение будет приносить много пользы и радости всем участникам!

         Автор: Дзюба Ольга